О Русском Шамане замолвите слово -3

Мила Пархоменко
Был прав Экзюпери, поэт, мечтатель, летчик,

Чей Принц

на нас глазами  детской  совести  глядит,

Когда сказал: «Общенье человеческое -роскошь!»

А, роскошь в жизни, как известно, дефицит.

Но мы все усложняем себе жизнь,

Вещами и необязательными вроде..

Ведь это в нашей, человеческой природе.

А без необходимого, Бог с ним!,

Мы сможем обойтись!

(стихи автора из старого альбома)

Вторая часть здесь:  http://proza.ru/2022/12/07/1443

      Шаман и народная любовь

     За всю свою жизнь я никогда не видела такого шквала народной любви к какому  бы то ни было артисту. Кумиром двадцатого века у россиян можно с полным правом назвать пожалуй, только Владимира Высоцкого. Я ни в коей мере не сравниваю здесь масштаб личности, это неуместно. Да и то было совсем другое- восхищение, уважение, поклонение, безмерное доверие к живой легенде и пророку в своем Отечестве.  Кроме того, Владимир Высоцкий- гениальный поэт и актер, а Ярослав Дронов – музыкант.

      Феномен же всепоглощающей народной любви и  появление миллионов поклонников артиста Шамана, наверное можно объяснить объективными и субъективными факторами, но от этого явление не перестает быть уникальным и по своему удивительным. Те, кто не способен видеть дальше своего носа, утверждают, что Шаман – проект Кремля. Я бы сказала прямо: Шаман – проект Бога, и с каждым днем в этом все меньше сомнений. Сам Ярослав- Шаман говорит так: «Своей популярностью я обязан Богу, интернету и народной любви». Иногда добавляет: и своим песням.

   Честно говоря, я была бы рада, будь Шаман кремлевским проектом, но, увы! эти процессы у нас пущены на самотек давно и надолго. Несмотря на то, что Министерство правды, или, ладно уж, Мининформации и кибервойска в придачу, нам надо было создавать еще лет десять тому.  И все же  бесчисленное множество людей получают деньги за несуществующую информационную работу.
 
     Десятилетиями идут дебаты и переливание из пустого в порожнее, о том, что делать с нашей культурой, эстрадой, образованием, военно- патриотическим воспитанием молодежи.  Создаются комиссии, пишутся Всероссийские диктанты, принимаются основополагающие документы, а воз и ныне там. Более того, огромное количество средств массовой информации, чиновников, учреждений культуры, артистов, и кинопродюсеров на деньги России в открытую работают против России!

     И тут появляется Ярослав-Шаман, и скромненько, за идею, за каких-то полгода делает больше, чем все Министерство культуры вместе взятое за последние тридцать лет. Просто берет и с любовью к музыке делает свое дело, которое у него получается лучше всего: пишет всем понятные песни, и поет их для нас своим невозможно прекрасным голосом с диапазоном в четыре с половиной октавы. Как камушек, катящийся с горы, вызывает огромную лавину, так и Шаман, за короткий срок совершает невероятное, и мы с изумлением наблюдаем за происходящими переменами в режиме реального времени.

    Вначале была песня Шамана «Встанем». Песня-реквием, песня-молитва, песня –гимн, которая ошеломила страну в день, когда мир перестал быть прежним. Кадры телевизионной картинки: огромная площадь, заполненная народом, люди включают фонарики своих телефонов, пронзительные , берущие за душу слова улетают в ночное небо вместе с высоким, чистым голосом, многие зрители вытирают слезы. Но печаль эта светла, и крепнет надежда, и слышится призыв к действию, и пробуждается чувство исторической памяти народной. На каждом концерте люди встают, едва заслышав первые аккорды. Под эту песню невозможно сидеть, невозможно жевать, невозможно копаться в телефоне.

    По силе воздействия, и значимости для пробуждения нашего народа от долгого летаргического сна, песню «Встанем» многие сравнивают с песней «Вставай, страна огромная».  И ведь Шаман исполняет ее на каждом концерте! Казалось бы, ну спел один раз, на митинге, в Кремлевском дворце, и хватит! Но нет, это произведение не что-то пафосное, «для праздника», это то, что должно войти в плоть и кровь нашего народа, каждого слушателя. «А не надоест ли слушать?» Нет, не надоедает. «А не исказится ли смысл, не затрутся ли слова от частого употребления?» Нет, не затерлась песня за полгода исполнения. Многие признаются в комментариях, что плачут каждый раз при очередном прослушивании.

      Вообще, это еще один шаманский феномен. В сотнях комментариев (а их под его видео набегает и сотни тысяч) повторяется мысль о «волшебном» воздействии голоса и песен Ярослава, о том, что пробило на слезы, что мурашки побежали, что невозможно дышать, пока слушаешь его исполнение.

    О комментариях следует сказать отдельно. Их можно читать как увлекательную книгу. Пролистываешь ленту, и перед мысленным взором возникает множество людей, звучат живые, искренние голоса. А в том, что это живые люди, а не купленные боты, сомневаться не приходится. Как сказал сам Шаман, отвечая на вопрос: «Боты на концерты не ходят», а практически ежедневные концерты идут с неизменным аншлагом. 

   Читая комментарии к песням и клипам Шамана, слышишь голос нашего глубинного народа. Как говорится, глас народа – глас Божий. Среди комментаторов есть профессионалы с музыкальным образованием, рассуждающие о «тесситурах» и «мелизмах», есть пенсионеры и простые работяги, набирающие текст с ошибками, есть дети и молодые девушки, признающиеся в любви, есть взрослые и умные дамы, есть немногословные мужчины и парни, есть наши воины…Каждый обращается к артисту по своему, но все- как к своему родному, знакомому, понятному: Ярушка, родной, сыночек, внучек, солнышко, любимка, брат, Ярослав Юрьевич, бро, Шаманчик, Шаманище. Люди в России и за рубежом воспринимают Шамана не как далекую Звезду, а как парня из соседнего двора, как члена своей семьи, своего рода.
 
     Песней «Я-русский» Шаман разбудил народное самосознание, а своим потрясающим исполнением гимна России заставил засиять во многих сердцах потускневшую было любовь к Родине и гордость за Отечество. Собираясь на концерт, взрослые люди повторяют слова своего гимна и берут с собой российский флаг, а потом с гордостью поют вместе с многотысячным залом во весь голос, не стесняясь и испытывая чувство восторга и единения. Если бы год назад кто -то написал о чем - то подобном, этого фантазера подняли бы на смех. Я сама, проходя мимо места сбора подростков, затаила дыхание, когда ветер донес музыку с телефона – гимн России в исполнении Шамана.

    Как ему это удается, Ярослав не рассказывает в интервью, просто улыбается немного устало: «Это то, к чему я стремился пятнадцать лет. Я должен ехать на гастроли, люди ждут, они хотят слышать мои песни. Артисты едут туда, куда их приглашают. Сцена для меня как храм, где я исповедуюсь перед зрителем. Собственно концерт и общение со зрителем, это и есть то, ради чего. Самое ценное, когда я вижу глаза людей, особенно первые ряды, когда ты поешь, они светятся счастьем, и делают меня самым счастливым человеком в мире». Я его понимаю. Это чувство у творческого человека бывает больше, чем просто любовь.

    Многие сейчас обязательно вспомнят: «Не сотвори себе кумира». Да если бы я захотела его себе сотворить (никогда этим не отличалась, не фанатела даже во времена бескомпромиссной юности),  и то, не придумала бы лучше. Наверное, у артиста в жизни есть недостатки, у кого их нет. Абсолютным может быть только нуль, и то физики утверждают, что он недостижим, как любая абстракция. Еще есть горизонт, воображаемая линия, к которой можно стремиться, но которую нельзя достичь. А Шаман- вот он, живой, понятный, его можно слушать, на него можно смотреть, у него можно попросить автограф, можно купить заветный билетик и с замиранием сердца ожидать концерта в час икс. И тысячи россиян сравнивают голос Шамана со свежим ветром и родниковой водой, с лучом света в темном царстве, что позволяет пережить морально тяжелые времена.

    Ярослава уже называют символом времени, душой народа, его сердцем, нашим национальным достоянием. Иностранцы в своих видеороликах на ютубе плачут, смеются, замирают от восторга, и не скупятся на превосходные эпитеты, делая реакции на песни Шамана. А шаманская сущность, она как камертон, улавливает тонкие движения народной души, и грустит и радуется вместе с нами. «Я сделал свой выбор со своим народом, и это – мой путь»- говорит Ярослав, и мы ему верим.

    А еще шаманская душа и плачет, и болит – ведь это тонкий и хрупкий инструмент. Знаете, есть души как автомобильные весы, они тонны лжи и грязи выдержат. Им плюй в глаза, как говорит народная мудрость, а им все божья роса.  А есть весы лабораторные, аналитические, с точностью до четвертого знака после запятой. Они и простое дыхание способны почувствовать и уловить. А Шаман, чистая душа, прозрачен как слеза перед своим зрителем. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души»,- это любимый Высоцкий, как всегда в точку. А в наше время интернета и соцсетей тут каждый себе журналист и блогер норовит с ногами залезть в чужую душу, чтобы лайки и просмотры получить.

   Наша пропитая и прокуренная эстрада, вся перекроенная пластическими хирургами и накачанная ботоксом, меняющая любовников как перчатки, покупающая детей из пробирки как элитных щенков, навешивающая на себя миллионы бриллиантов и страз, не имеющая ни голоса, ни музыкального образования, так вот вся эта гламурная тусовка КРИТИКУЕТ Шамана за дреды и псевдоним! Это видите ли, моветон! А драться по ресторанам не моветон, на сцену выходить пьяными вдрабадан не моветон, деткам и родственникам своим звания присваивать не моветон... Можно продолжать до бесконечности, и обидно, когда нормальные люди, как попугаи повторяют этот бред!

    Да на нашей эстраде единицы(!) выступают под своими именами и фамилиями. Думаете, все эти звучные Брежневы, Шаляпины, Пугачевы, Королевы, Гагарины, Данко, Барских и прочие - это их собственные родные фамилии? Поскребите немного- и найдете Порывай и Галушек. Русских на нашей сцене практически НЕТ! Сценический псевдоним Шаман Ярославу присвоил народ и под этим псевдонимом полюбил. А на латинице сегодня пишут свои "имена" 99,9 % молодых исполнителей, всех этих реперов, рокеров, и прочих, поющих на матерном языке. Ярослава сегодня слушают во всем мире, и у иностранных пользователей нет кириллицы на компьютерных раскладках. Посмотрите, сколько восторженных комментариев на всех языках мира под видео нашего Шамана, сколько реакций на каждую новую и старую (дошаманскую) песню! И это тоже создает образ России в мире, образ молодой, талантливый и привлекательный!

    Когда я впервые увидела Ярослава на сцене, он мне напомнил маленького принца Экзюпери. Помните: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Он чувствует ответственность за своего зрителя, за все, что отзывается в наших сердцах и душах. Сильно повзрослевший, со своей выстраданной философией, с душевными шрамами старых обид, но несгибаемо уверенный в том, что добро обязательно побеждает зло. Может он и правда, пришел к нам из другой Вселенной, где добро всегда побеждает зло.
     Удачи тебе Шаман, светлого звездного пути!

 P.S.   В этой серии статей я сказала именно то, что хотела сказать, ни больше, ни меньше.

Начало здесь  http://proza.ru/2022/12/06/1512

2я часть  http://proza.ru/2022/12/07/1443
4я часть  http://proza.ru/2023/01/23/1772